Побывав на Публичных дебатах, посвященных обсуждению реплики "качественные дороги - дорогое удовольствие для Украины", спешу поделиться с вами своими впечатлениями и мыслями по поводу увиденного и услышанного.

2 миллиарда долларов - именно такую сумму тратят ежегодно на ремонт и строительство украинских дорог.

В продолжение этой записи.

Удивительнее всего было то, что даже при наличии главы "Укравтодора", мероприятие не превратилось в его публичноебичевание. Модератор Публичных дебатов предварительно попросил аудиторию проявлять больше толерантности и привлекать к дискуссии также остальных участников дебатов.

Дебаты шли по Оксфордской системе, которая подразумевает 2 участника, поддерживающих утверждение, которое заявлено в теме, и 2 участника, выступающих против. За соблюдением регламента следит модератор. Зал сначала слушает доводы каждой из сторон, а потом задает вопросы и делает комментарии к услышанному.

Итак, мои впечатления.

Во-первых, я приятно удивлен размахом. "Публичные дебаты", напомню, проходили в зале Театра русской драмы. Весь партер был занят гостями, то бишь зрителями, а непосредственно выступающие находились на сцене театра. Очень символично, особенно если вспомнить широко известную фразу Шекспира ;) Настораживало лишь наличие организованных групп людей, которых, мне показалось, попросили присутствовать для наполнения зала.

Во-вторых, должен констатировать: на такого рода мероприятиях ничего не решается. Все остаются при своих мнениях. Прежде всего я говорю, конечно, о выступающих "топах". Модератор объявил, что здесь "мы пытаемся найти решение проблемы". Нет, друзья, решения тут не находятся. Увы.

Однако, не смотря ни на что, я не жалею что присутствовал. Хотя регламент мероприятия позволял и модератор давал возможность, я не стал задавать никаких вопросов и воздержался от реплик. Причин тому несколько. Первая: люди говорили об асфальте и ямах. Куда здесь мое моделирование. Вторая: Евгений Дмитриевич Прусенко, глава Укравтодора, сразу обозначил - Укравтодор отвечает лишь за те дороги, что находятся вне населенных пунктов. С профессиональной точки зрения - это не мое и ничего интересного в них я не нахожу. Однако, у меня появился вопрос: кто отвечает за городские дороги? Кто такие - эти их "владельцы"?

Очень интересным прозвучал венгерский опыт строительства дорог. В середине 90-х они загорелись, как ныне и Украина, строительством так называемых концессионных дорог.

Концессия -  форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.(прим. в теории звучит красиво, а на деле… Посмотрим.)

С ними они благополучно "пролетели", т.к. переоценили интенсивность транспортного потока, который должен был ими следовать. В результате государство было вынуждено выкупить дороги обратно у концессионеров. Вообще, похоже на странные коррупционные схемы, как по мне... Однако, дальше Венгрия приняла волевое решение и, пригласив британских экспертов, начала строить свои дороги. Специалисты из Великобритании обходились дорого, но справились с ролью технологов и контролеров. Таким образом, венгры сделали вывод о том, что контролировать одну из самых коррумпированных отраслей в экономике, должны внешние международные эксперты. Вот уж воистину: "нет пророка в своем Отечестве". Как считаете: может Украине стоит поступить точно также? Пускай распределение средств контролируют, например, англичане, а?

Очень понравилось завершающее слово профессора из Венгрии, где он поделился национальной поговоркой в тему дебатов: "лучше иметь мышь сегодня, чем слона завтра". Хотя, я не согласен с этим утверждением в контексте темы, потому как считаю - полу или четверть мер в дорожном строительстве быть не может. Тут как в медицине - нельзя вылечить пациента частично. Это лишь продлит мучения. Вы согласны?

Продолжаем. Должен сказать, что зал был очень активен. Желающих высказать свою точку зрения была масса. Из того, что запомнилось: 

Глава ассоциации перевозчиков мусора: "каждый день на дороги Киева выезжает 1,5 млн. автомобилей. Если принять средний расход топлива каждого в 10 литров на 100 км, и средний пробег в 100 км, то сжигается в таком случае, как не трудно посчитать, 10 литров горючего. Стоимость этого бензина - примерно 10 евро. В цене бензина - около трети - акцизный сбор, львиная доля которого идет на ремонт дорог (прим. должна идти). Итого, примерно 3 млн. евро ежедневно генерирует Киев для ремонта своих дорог. Неужели не хватает?" Прусенко ответил: "деньги идут в общий бюджет, откуда и распределяются".

Женщина, кажется, из НАН: "у нас плохой контроль за выполнением дорожных работ. Там где нужно насыпать 50 см песка - кладут 30..." Прусенко: "это миф. У нас немецкая техника и современные технологии. Кладут ровно столько, сколько положено. Поймите: никто сидеть не хочет. Можно впоследствии определить, сколько же песка там было". Хм.. Ой не верю! А вы?

Эколог: "после ремонта участка трассы Киев-Чоп аварийность на нем возросла в 6-8 раз". Прокомментирую: тут нет ничего удивительного! Ямы на дорогах существенно "гасят" скорость автомобилей. Люди в "транзитных" населенных пунктах привыкают переходить дорогу где-попало. Еще бы - до надземного пешеходного перехода нужно топать и топать! После ремонта дороги, автомобили, на существенно увеличившихся скоростях, сбивают переходящих дорогу пешеходов. Грустно, но закономерно. Если бы дороги моделировались у нас, как на видео ниже, это позволило бы избежать настолько глупых просчетов и человеческих жертв..

Какой-то пожилой мужчина похвастался: "знаю, как построить дороги в Украине, не вложив ни копейки!" Вот так! Не много и не мало! Речь, как оказалось шла о инициативе Евросоюза - строительство нового, так называемого, "Шелкового пути". Прусенко был категоричен: Европа дает деньги лишь на устройство контрольно-пропускных пунктов", да и то с какими-то существенными оговорками. Бесплатных денег ни у кого нет.

Кроме того, очень важным для себе результатом посещения "Публичных дебатов" по теме "Качественные дороги - дорогое удовольствие для Украины", я считаю тот момент, что, кажется, понял точку зрения тех, кто поддерживает тезис! Представитель Великобритании поведал, что их правительство озабочено тем, чтобы пересадить граждан с личных автомобилей на общественный транспорт и поезда. Более того, работодателей мотивируют, чтобы их сотрудники работали на дому! А ведь действительно - зачем тогда "качественные дороги"? Правда, я все равно уверен, что это подмена понятий. Под этим термином англичанин и мы понимаем совершенно разные вещи. Для нас "качественные дороги" - это асфальт, а для европейцев - это удобство, комфорт и скорость сообщения. Покрытие, как после бомбежки, отсутствие разметки, странные развязки, непонятные светофорные циклы - это вообще дикость. Не думаю, что англичанин вообще до конца понял, о каких "качественных дорогах" в Украине вообще идет речь. А что вы думаете по поводу такой разгрузки дорог, например, в Киеве? Может, ну его - эти офисы? Будем работать по домам, а? ;)

Другой выступающий за утверждение тезиса темы делал ударение на то, что дороги нужны прежде всего среднему классу. Бедные, вроде, проедут и по "направлениям", а богатые себе давно отремонтировали пути дом-работа, работа-досуг, досуг-дом, а то и вовсе обзавелись вертолетом. Средний же класс вынужден разбивать подвески своих автомобилей. Но насколько малочисленный этот самый средний класс, настолько мала потребность в "качественных дорогах". Посему, проблему нужно решать не ямочным ремонтом, а наращиванием того же среднего класса. Согласны ли вы с этим?

В конце хочу сказать: грядет реформа Укравтодора. Прусенко подчеркнул этот момент на "Публичных дебатах". Региональные дороги будут передаваться в ведомство местных органов самоуправления, ведь "откуда в Киеве знать, какой участок дороги в глубинке первоочередно требует ремонта". Укравтодор пытается стать прозрачнее. На сколько у них это получится — время покажет... Ну а пока, если вы из среднего класса, откиньтесь в кресле своего автомобиля, расслабьтесь и получайте удовольствие от "экстаза и агонии" сами знаете чьей! ;)

Видеоверсия дебатов о качестве дорог Украины

Фото — debaty.org

Социалочки

Почитать еще:

7 октября 2013 в 21:13
Igor Sorokin
Igor Sorokin
11 лет за рулем, Симферополь
Ford Fiesta (2002) 2006

Сам присутствовать не смог, но вам, Дмитрий, большое спасибо за материал.

Единственное с чем я готов спорить так это с «если бы дороги моделировались у нас, как на видео ниже, это позволило бы избежать настолько глупых просчетов и человеческих жертв»

Довод о том, что живительный клочок ровной дороги провоцирует уставших от ям водителей на превышение скорости не принимается. Вы же пишете, что люди переходят дорогу где попало и именно люди превышают скорость. При чём здесь моделирование-то?

Ответить

8 октября 2013 в 08:11
SEMAntix

Эти же люди потом в своих селах митинги собирают чтобы их село на международной трассе сделали белым.
Ну или требуют мосты пешеходные через каждых 100 метров и тд...

Ответить

8 октября 2013 в 08:54
prostodriver
prostodriver
41 год (15 лет за рулем), Киев
Ford Fiesta (Mk V) 2008

Не совсем понял при чем тут Дмитрий к людям в селах. А с другой стороны — попробуйте пожить на международной трассе, которую какие-то идиоты проложили через село, а не в обход.

Ответить

avatar